Каким образом оператор предопределяет, что мы чувствуем

Мы постоянно видим множество сцен из реклам, фильмов и прочих видеоматериалов. Но запоминаем мы лишь некоторые из этих движущихся картинок. В дополнение к диалогам и эмоциям, которые демонстрируют нам актеры, есть ещё другой важный аспект - операторская работа, которой, к сожалению, часто пренебрегают. А она играет, пожалуй, главную роль, в том, насколько глубокий след оставит сцена в нашей памяти. Операторское мастерство - это не инстинкты, не результат случая и спонтанности. За каждым планом, углом, движением камеры и освещением кроется точный расчет. В операторский багаж входит множество трюков. Давайте взглянем поближе на преднамеренный символизм и психологическое влияние каждого элемента, которые предлагает нам человек за камерой.

В книге “Взаимодействие влияния” авторов Кетлин Джемисон и Карлин Кэмпбелл есть отличное выражение: “У камеры есть точка зрения, она становится зрителем”. Зритель “очень охотно воспринимает точку зрения камеры”. Поэтому выбор точки зрения крайне важен. Кадры, углы и движения камеры подпадают под эту широкую категорию точек зрения.

План

Здесь необходимо отметить, что эмоциональное участие зрителя в фильме зависит от расстояния камеры от предмета.

СВЕРХ ДАЛЬНИЙ ПЛАН

Также известный, как установочный план, сверх дальний план позволяет зрителю получить представление о том, где происходит сцена и в какое время. Он также обычно включает в себя основные объекты или героев, но большая часть пространства поглощается обстановкой. Символично - это подчеркивает незначительность предмета, помещая его в расширенный фон. Кроме того, он также сообщает, что фильм повествует только об одной из многих историй и реалий окружения. Наконец, у зрителя возникает чувство всевидения, благодаря тому, что он может рассмотреть весь план целиком.

ДАЛЬНИЙ ПЛАН

Дальний план обычно охватывает героя с ног до головы. В этом случае окружение не доминирует полностью в кадре. Дальний план помещает объект в более конкретный контекст. Зритель все еще остается в стороне и действует как обособленный наблюдатель событий.

СРЕДНИЙ ПЛАН

Средний план показывает нам героя от пояса. Здесь зритель становится ближе к сцене, чем при дальнем плане, но всё ещё остается вне неё. Другими словами, эмоциональное вовлечение нейтральное.

КРУПНЫЙ ПЛАН

Этот план обычно охватывает голову и плечи героя. Герой доминирует на экране и устанавливает более личную и тесную связь со зрителем. Попытка выразить важность героя. Зритель становится ближе и может сам увидеть и рассмотреть все детали, цвета, текстуры. Появляется пространство, в котором зритель может идентифицировать себя с героем и почувствовать его. Крупный план также называется “план реакции”, так как он позволяет зрителю ощутить личные переживания и состояние героя в данной ситуации.

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН

Сверхкрупный план показывает части тела или предметы, чтобы усилить интенсивность сцены, делая малейшее движение гораздо более значимым и драматичным. Входя на территорию макро-съемки, зритель может почувствовать себя поглощенным героем.

Угол

Угол определяет восприятие героя и суждения о нём. Есть два основных способа: субъективная съемка и объективная съемка. Съемка с субъективного угла погружает нас в ощущения и чувства сцены и героя, так, как будто мы являемся частью этого опыта. Объективная съемка - это взгляд третьего лица, просмотр сцены со стороны.

УГЛЫ И ИХ ЭФФЕКТ

Углы имеют два основных предполагаемых эффекта - всеведение и опыт. Всеведение - объективная точка зрения, означающая, что существует четкое разделение между зрителем и субъектом, каждый из которых стоит в своей собственной сфере существования. Когда угол камеры обеспечивает очень объективную и нейтральную точку зрения, без каких-либо низких или высоких углов, зритель получает возможность видеть сцену так, как она есть. С другой стороны, опыт использования субъективной камеры заставляет зрителя входить в сцену, в конечном итоге ассоциируя себя с историей.

С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

Этот угол показывает сцену сверху. Этот план дает зрителю всезнающее положение, позволяя просматривать все значимые элементы. Это заставляет людей на экране выглядеть муравьями, которые эффективно играют роль в более масштабной схеме вещей.

НИЗКИЙ УГОЛ

Съемка героя с низкого угла. Таким образом, нам показывают, что герой будет сильным, превосходящим и доминирующим. Герой выглядит драматично и, возможно, даже слишком высоким. На этом контрасте зритель можеть переживать по отношению к герою слабость, бессилие, беззащитность и так далее.

ВЫСОКИЙ УГОЛ

С этого угла камера показывает действие сверху, используя обычно кран. Высокий угол делает героя меньше, ниже и незначительней.

УРОВЕНЬ ГЛАЗ

Это довольно нейтральный план. Кадр приближается к реальности, поскольку угол делает его похожим на взгляд фактического человека, наблюдающего за сценой. Самый используемый план из всех. Он показывает людей так, как мы бы видели их в реальной жизни. Психологически, видя человека глаза-в-глаза, мы воспринимаем его, как равного по статусу и силе. Угол уровня глаз попадает под субъективную камеру, потому что план побуждает зрителя идентифицировать себя с объектом. Так, как угол обычно кажется естественным, зритель может даже не воспринимать его осознанно, как угол.

УГОЛ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

В этом типе герой смотрит прямо на зрителя или на кого-то или что-то далеко влево или вправо. Изображение в результате, скорее всего, произведет тот же психологический эффект, что и угол глазного уровня. Или, зритель становится героем, смотрящим с его или ее точки зрения. Это тип - интересное сочетание как субъективного, так и объективного угла камеры. Несмотря на то, что план создает впечатление, что зритель стоит здесь и, например, является частью разговора, он также может чувствовать себя незамеченным наблюдателем ситуации.

ВИД СБОКУ

При этом плане герой смотрит в сторону от зрителя. Зритель чувствует себя более отстраненным и незаметным.

Свет

Освещение в значительной степени отвечает за влияние на зрителя и предписывает, как вы будете себя чувствовать на разных кадрах. Конечно, оно также помогает донести идею локации и времени окружения. Оно направляет внимание и делает героев одновременно естественными и привлекательными.

Все освещение можно в целом разделить на «жесткое» с резкими и отчетливыми тенями или «мягкими» с менее определенными, более мягкими тенями и меньшим количеством фоновых рисунков.

В этом кадре есть мягкий и сдержанный нижний основной свет, идущий справа и мягкий заполнающий свет слева. Эти компоненты создают баланс в освещении, создавая низкий контраст.

Мягкий верхний основной свет с левой стороны. Очень легкий заполняющий свет определяет тени справа. Таким образом, этот кадр имеет высокую контрастность, усиливая драматический эффект.

Задний свет освещает контур, отделяя героя от фона.

Желаемое настроение или эффект требуют работы с тремя элементами: основное освещение, заполнение и подсветка. Во-первых, основной свет - яркий и сильный. При проецировании на человека или объект он создает глубокую тень. Сверху они образуют изображения в основном светлые с более темными акцентами. Это не приводит к низкой контрастности. Низкое освещение обеспечивает в основном темные изображения. Низкий основной свет может также означать теплый, уютный, безопасный и романтичный. Во-вторых, заполняющие огни «заполняют» любые нежелательные тени, созданные основным светом. Они помещаются в положение, противоположное основным лампам. Наконец, подсветка проливает свет на объект сзади. Это создает иллюзию глубины за основным предметом и выводит ее из фона.

Создано на основе материала www.yaabot.com

Чему я научился, как киношник: Сэр Патрик Стюарт

Не так много актеров с настолько же узнаваемым образом, как у Сэра Патрика Стюарта.

Капитан Жан-Люк Пикард из сериала “Стар Трэк: Следующее Поколение” и профессор Ксавье из “Людей Икс” навсегда останутся в умах гиков и не только по всему миру именно такими, какими их воплотил на экране английский актер. Один раз услышав его голос - никогда его не забудешь. Наверняка, строки, которые вы будете читать ниже, будут звучать у вас в голове его глубоким звучным голосом.

  1. В первую очередь, смотрите на экране все свои работы. Я знал актеров, которые утверждали, что не смотрели ни секунды собственных работ. Глупо, очень глупо, просто чушь собачья. Это первое - самое первое - что поможет cделать свою работу лучше.
  2. Никогда не снимайтесь дома у режиссера. Я как-то снимался. Он был как будто одержим. Это должен был быть дом моего персонажа, но я никогда не чувствовал его таким. Моя гримерка была в его спальне. Очень странный опыт.
  3. Если есть кто-то, кем вы восхищаетесь - смотрите их работы снова и снова и постоянно спрашивайте “Почему, Как?”. При возможности - лично. Я как-то обедал с одним из своих героев - Карлом Молденом. Я спросил его - в фильме “В порту” в конце сцены в трюме корабля, когда его поднимали с грузом на палубу, почему он достал мятую сигарету из кармана своего пальто и закурил? Это была его идея или режиссера? На что он сказал “Нет, мне просто надо было покурить”. Да, будь здесь и сейчас.
  4. Вы можете чувствовать, что роль не для вас, но если кто-то, кому вы действительно доверяете, скажет “Ты ошибаешься, тебе нужно сделать это” - сделайте это.
  5. Если вам нравится оператор и вы ему доверяете - спрашивайте его. Семь лет сьемок “Стар Трэк: Следующее поколение” нашим оператором был Лоуэлл Петерсон. Когда я не был уверен в режиссере, я смотрел на Лоуэлла после дубля и он едва заметным движением кивал или качал головой. Это всё, что мне было нужно.
  6. И по поводу вопросов: спрашивайте всех. Каждого. Что это, как это работает, почему именно таким образом, всегда ли так было и - самое главное - как вас зовут?
  7. Чутье, чутье, чутье. Снова к мистеру Молдену. Доверяй ему, доверяй ему, доверяй ему.
  8. Будьте готовы к съемкам своей большой или последней сцены в первый же день. В этом году я снимался в сцене своей смерти в первый день. Почему это происходит так часто?
  9. Если что-либо - опора, площадка, трюк, действие - выглядит небезопасно - не делайте этого. Или, как минимум, скажите кому-нибудь. Всегда можно что-то поменять (прочитайте “Дар Страха” Гевина де Беккера).
  10. Развлекайтесь. Можно делать великую работу и развлекаться при этом. Я провёл слишком много лет, будучи тревожным засранцем.

Создано на основе материалов moviemaker.com

Чему я научился, как киношник: Билли Боб Торнтон

Билли Боб Торнтон – человек, который прожил множество жизней за свою долгую, увлекательную карьеру.

Звезда фильмов «Простой План», «Бал Монстров», «Человек, Которого Не Было» и «Плохой Санта», обладатель Оскара за Лучший Адаптированный Сценарий («Отточенное лезвие», 1996), Торнтон выпустил четыре альбома со своим блюз-бендом «Tres Hombres» и может похвастаться впечатляющими, хоть и нерегулярными режиссерскими работами. Сегодня мы узнаем, чем он руководствуется при создании кино.

  1. Не делай попсу. Не будь ведомым. Делай то, в чём ты сильнее всего. Делай то, из чего ты сделан.
  2. Знай историю, которую рассказываешь. Многие молодые киношники знают, что предшествовало их истории всего на несколько лет назад. Понимай основу, истоки мира, над которым ты работаешь.
  3. Не важно, сколько тебе лет, сколько фильмов ты снял – никогда не переставай фанатеть от этого. Потому что это тебя воодушевляет. Это то, что движет тобой.
  4. Читай великих писателей. В подростковом возрасте я читал великих писателей – Фолкнер, Колдвелл, О’Коннор. Ещё Стейнбек и Диккенс. Они действительно вдохновляли меня, приятель.
  5. Независимое кино – это особое видение, настоящая точка зрения. Это то, что я в нём люблю.
  6. Не скули и не жалуйся, что у тебя нет денег для кино. Если ты собираешься сделать независимый фильм – ты должен прямо сейчас посмотреть на себя, как на киношника и сделать всё, что необходимо. Всё изменилось, так что это касается всех нас. Я смотрю на всё это сейчас так же, как смотрел, когда снимал «Отточенное Лезвие».
  7. Работай с людьми, которых любишь. Этот фильм («Машина Джейн Менсфилд») мы снимали в Джорджии летом, и было жарко, и у нас практически не было свободного времени. Было сложно, но со мной была моя семья и у меня была возможность работать с людьми, которых я люблю, такими как Джон Херт, Роберт Дюваль, Рон Вайт, Роберт Патрик, Кевин Бейкон. Вот, что было важно.
  8. Ты должен быть готов уйти. Если они говорят «Мы понимаем, что вы делаете кролика, но мы действительно хотим буйвола», просто уходи.
  9. Не делай то, что делаешь, как должное. Снимать кино – это привилегия. От первого «Мотор!» до последнего «Снято!», всё между этими двумя обложками, всё это – невероятный и прекрасный опыт.
  10. Будь приземленнее. Я много не хожу по красным дорожкам, не тусуюсь особо. Я не часть этого общества. У меня восьмилетняя дочь и когда я дома – я в стране динозавров. Это делает всё гораздо проще.
  11. Самая большая ценность – это иметь жизненный опыт. Если его у тебя нет – тебе не будет о чем писать, нечего будет сказать. Проживай жизнь и ты обнаружишь истории, которые захочешь рассказать. Разнообразный жизненный опыт – самая ценная штука, которая у тебя может быть, как у киношника.
  12. Не делай этого ради денег. Это не значит, что я не ценю деньги. Я в жизни бы никогда не думал, что заработаю столько денег, сколько заработал этим делом. Но ты должен сохранять баланс. Зарабатывай на жизнь, но делай то, что любишь – и деньги придут.
  13. Снимай фильмы, которые хочешь увидеть. Мой бизнес-IQ, наверное, около 22, но это нормально, потому что я снимаю эти фильмы для людей, которые хотят их посмотреть. И, я надеюсь, они воспользуются возможностью посмотреть их в кинотеатре.
  14. Выбирай себе сотрудников интуитивно. Это как, когда заходишь на вечеринку, осматриваешься и такой «Я могу заговорить с тем парнем, или с тем, или с тем. О, этот, в углу – я его знаю. Возьму того парня». Это просто чувство и нужно идти за ним.
  15. Поддерживай в себе детскую впечатлительность. И мечтай. Я не был хорошим студентом, я всегда витал где-то в облаках, всегда мечтал. И до сих пор продолжаю. Когда ты перестаешь мечтать – вот когда ты умираешь.

 

Создано на основе материалов moviemaker.com